В мае 2018 года президент Владимир Путин утвердил новый состав правительства России. Кабинет министров обновился, в его состав в рамке вице-премьера были включены А. Гордеев и Т. Голикова. Оба имели опыт работы в правительстве ранее. Кроме того, произошло совмещение постов министра и вице-премьера, глава Минфина А. Силуанов стал первым вице-премьером.
Обновление кабинета министров потребовалось по двум причинам. Первая – майский указ президента, который дал старт 12 национальным проектам и стратегии пространственного развития. Вторая – правительство должно эффективно отвечать на текущие вызовы и риски. Каждый вице-премьер получил вверенный ему участок работы и вертикаль министерств, агентства и служб по его компетенции.
На протяжении 2018 г. и пяти месяцев 2019 г. президент обращал внимание премьер-министра и вице-премьеров на различные проблемы и задачи, которые необходимо решать в оперативном и среднесрочном режимах. Опираясь на его поручения в очной форме, в формате поручений по итогам встреч и заседаний с участием первого лица, а также в рамках росписи поручений по обращениям граждан и организаций, можно оценить содержание и общее число таких поручений по сфере ответственности каждого вице-премьера. А также сопоставить с ними принятые управленческие решения по линии вице-премьеров в период с мая 2018 г. по начало июня 2019 г.
Такое сопоставление позволяет оценить эффективность работы заместителей председателя правительства на вверенных им направлениях. Эффективность работы вице-премьеров над тематиками, которые попали в сферу внимания президента, нами оценивалась на основеуправленческих решений, принятых на уровне вице-премьера или в курируемых ими ведомствах, попавших в публичное поле.
Под управленческим решением понимается, как собственно решение, так и начало практической работы по его выработке, выраженное в тех или иных аппаратных действиях. Декларации и заявления, за которыми не последовало никаких действий (включая планы на долгосрочную перспективу), игнорировались.
Всего нами было проанализировано 746 управленческих решений, с одной стороны, и с другой – 52 темы в деятельности правительства, к которым президент в общении с кабинетом проявил деятельный интерес – либо в формате постановки задачи правительству, либо в формате затребованного им отчета о действиях кабинета.
Исследование показало, что в среднем на каждую из таких тем приходится по 14 управленческих решений, однако их число неравномерно распределено между вице-премьерами. Тем не менее, средний уровень позволяет оценить активность и скорость реагирования каждого заместителя на порученные ему президентом и премьером (по итогам поручений президента) задачи. Отношение числа управленческий решений к сферам деятельности вице-премьера позволяет вывести интегральный индекс и сравнить госуправленцев по единой методике, нивелировав разницу в числе предметов ведения.
Важно отметить, что каждый вице-премьер работает по разным задачам, и каждая может требовать разных по степени оперативности и сложности исполнения решений. Поэтому впрямую «вес» каждого управленческого действия сравнивать некорректно, в отличие от общего соотношения сфер деятельности и действий. Например, постоянная работа Д. Козака с нефтяными компаниями над соглашением о ценах на бензин в рознице и контроль за его исполнением на отрезке май 2018 – июнь 2019 требовала большего числа усилий и оперативных решений «в моменте», чем формирование и следование А. Акимовым по дорожной карте «Цифровизации». Работа В. Мутко по проблемам дольщиков может быть интенсивней в первый год работы правительства, в то время как у Т. Голиковой заметные управленческие решения по здравоохранению и в социальной сфере могут последовать в будущем (что определит иную оценку эффективности ее работы). Тем более, что общий фронт ответственности Т. Голиковой заметно шире вопросов строительства и миграции у В. Мутко.
В текущем периоде в лидерах – Максим Акимов, индекс которого за май 2018 г. – июнь 2019 г. 23(число управленческих решений по одной сфере работы).
Вторую по плотности решений группу возглавляет Д. Козак с показателем 19. Далее в списке располагаются А. Силуанов (18), А. Гордеев (17), Т. Голикова (в среднем 16 решений по «президентским» темам в курируемых ею направлениях) и К. Чуйченко с 13-ми решениями в среднем по каждой теме, к которой был артикулировано внимание Путина.
В третьей группе вице-премьеров, отстающих от лидеров более чем в два раза, О. Голодец и Ю. Борисов (в среднем по 8 решений), В. Мутко и Ю. Трутнев (в среднем по 5 решений на каждую курируемую ими «президентскую» тему в деятельности правительства).
Распределение вице-премьеров по эффективности принятия управленческих решений | ||
1. | М.Акимов | 23,6 |
| ||
2. | Д.Козак | 18,75 |
3. | А.Силуанов | 18,4 |
4. | А.Гордеев | 17,2 |
5. | Т.Голикова | 16 |
6. | К.Чуйченко | 13,2 |
| ||
7. | О.Голодец | 8,2 |
8. | Ю.Борисов | 7,8 |
9. | В.Мутко | 5,25 |
10. | Ю.Трутнев | 5,25 |
Источник для расчетов: сайт Правительства РФ, министерств Правительства РФ, Прайм, Коммерсант, Ведомости, РБК
Источник для расчетов: сайт Правительства РФ, министерств Правительства РФ, Прайм, Коммерсант, Ведомости, РБК
Справочные материалы
Вопросы президента и поручения правительства по линиям работы вице-премьеров (сферы) в период май 2018 – июнь 2019 г. оформленные как поручения, задачи и требования предоставить отчет о ходе работы.
Вице-премьер | Поставленная задача по сфере деятельности вице-премьера |
Т. Голикова | Прирост численности населения; рост продолжительности жизни; появление или возврат фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности; массовая диспансеризация |
| Борьба с бедностью; рост реально располагаемых доходов населения; повышение зарплат работникам госсектора |
| Выплаты за рождение или усыновление первого, второго и последующих детей; продолжение политики материнского капитала; новые места в яслях и детсадах, новые школы; комплекс новых мер по поддержке рождаемости в регионах РФ, где она низкая; увеличение числа семей, воспользовавшихся льготной ипотекой по ставке 6% годовых; организация отдыха детей и их оздоровления, семейный отдых детей с родителями |
| Программа повышения конкурентности российских вузов; профориентация выпускников ВУЗов; меры государственной поддержки научно-образовательных центров; эффективность РАН |
| Переоснащение среднего профорбразования; ЕГЭ; поддержка одаренных детей и молодежи |
| Реформа психиатрической и психоневрологической помощи (интернаты) |
| Продолжение реализации пенсионной реформы; система профессиональной подготовки для людей предпенсионного возраста |
| Доступ к бюджетному финансированию для социально ориентированных НКО |
|
|
А. Силуанов | Ускорение роста ВВП; увеличение доли инвестиций в ВВП до 25%; привлечение иностранных инвестиций |
| Рост объемов несырьевого неэнергетического экспорта; международная кооперация и экспорт; либерализация визового режима со при посещении России |
| Система мониторинга реализации нацпроектов, в том числе и хода их финансового обеспечения |
| Рост производительности труда; поддержка нацпроизводителей, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности |
| Программа льготного кредитования МСП; повышение экономической активности населения; снижение "нейтрального" уровня безработицы; новый режим для самозанятых |
| Изменения в законодательство о госзакупках; доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок |
| Новая стратегия таможенного регулирования и Таможенной службы |
| ИПК |
| Парирование санкционного давления на экономику; амнистия капитала |
|
|
М. Акимов | Рост доли расходов на развитие цифровой экономики в ВВП втрое за пять лет; поддержка российских высокотехнологичных компаний-лидеров (развитие идеи "национальных чемпионов" в одной сфере); |
| Продвижение цифровых госуслуг; создание в России сетей 5G (включая развитие интернета вещей); подключению к скоростному интернету больниц и поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов |
| Массовый интернет, доступный всем; обязательство государства спонсировать получение "цифровых компетенций" до 10 млн человек (через онлайн-курсы) |
| Регулирование соцсетей и мессенджеров |
| Создание сети высокоскоростных магистралей, разделение грузового и пассажирского движения; снижение аварийности на автодорогах |
| Субсидирование авиаперевозок |
|
|
В. Мутко | Рост числа семей, улучшивших жилищные условия; меры поддержки строительства индивидуальных домов; механизм передачи регионам неиспользуемых федеральных земель |
| Стабилизация рынка строительства жилья; переход на эскроу-счета; цены и рынок стройматериалов |
| Сдерживание цен на услуги ЖКХ; модернизация коммунальной инфраструктуры |
| Строительство метро в городах России |
|
|
Ю. Борисов | Прозрачность госзакупок; доступ к госзакупкам максимального числа подрядчиков; выполнение гособоронзаказа |
| Диверсификация ОПК; продвижение продукции отечественного промпроизводства на внутреннем рынке; налоговые льготы и другие меры по стимулированию микроэлектроники и отечественной элементной базы |
| Рост экспорта продукции ОПК |
| Кризис в Роскосмосе; космическая программа |
| Продвижение SSJ-100 и MC-21 |
|
|
О. Голодец | Вовлечение 55% населения в занятие спортом и физкультурой; развитие спортивной инфраструктуры |
| Рост числа посетителей музеев, театров, выставок; создание сети виртуальных залов, площадок; детский театр как отдельная программа; |
| Развитие культуры в малых городах и на селе, поддержка региональных театров и сельских домов культуры; создание центров культурного развития во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе |
| Введение электронных виз для иностранных туристов |
| Безопасность в музеях (в части предметов искусства) |
|
|
Ю.Трутнев | Программа развития ДФО; дальневосточный гектар; борьба с оттоком населения |
| Развитие арктической зоны (включено в сферу ответственности Минвостокразвития); Севморпуть (после перехода Арктики в Минвостокразвития) |
| Экологическая ситуация на Дальнем Востоке и в Арктике |
| Работа погранпереходов на границе с КНР |
|
|
Д. Козак | Соглашение с нефтянниками о розничных ценах на бензин; инвентаризация нефтяных месторождений; меры по развитию нефтегазохимического комплекса |
| Вопросы регулирования отношений розничных торговых сетей и поставщиков; вопрос размера комиссий банков за эквайринг дебетовых и кредитных карт в розничных магазинах |
| Регулирование рынка бытового потребления электроэнергии и газа (в т.ч.«социальные нормы» и «умные счетчики») |
| Стимулирование роста промышленного производства; меры по привлечениюинвестиций в автопром; меры по поддержке российского автопрома(субсидирование кредитных и лизинговых госпрограмм) |
|
|
А. Гордеев | Мусорная реформа; система раздельного сбора мусора |
| Развитие сельских территорий; уровень безработицы на селе |
| Экспорт зерна; упрощение системы льготного кредитования АПК |
| Качество продуктов питания, здоровое питание |
| Развитие биржевого механизма при реализации древесины, распространить «лесную ЕГАИС» на все сделки с древесиной |
|
|
К. Чуйченко | Регуляторная гильотина; новая версия законопроекта о контрольно-надзорной деятельности |
| Новый Кодекс об административных правонарушениях |
|
|
Источник для расчетов: сайт Правительства РФ, министерств Правительства РФ, Прайм, Коммерсант, Ведомости, РБК